воскресенье, 12 октября 2014 г.

Плоский Мир: Анк-Морпорк - впечатления

Моё сердце радуется, когда от количества текста и информативных изображений
на игровом поле начинает разъезжаться голова, а фигурок и фишек на нём стоит
на добрый конструктор Лего, да ещё желательно разного цвета, формы и размера.


С творчеством Терри Пратчетта я знаком исключительно понаслышке. Знаю, что это юмористическое фэнтэзи в ламповом, исключительно разлапистом и проработанном магическом сеттинге, существующем и развивающимся как минимум уже лет двадцать.
Словосочетание Discworld я впервые увидел году в 2004, потроша на своём первом компьютере (486-DX, 16 Мб оперативки, почти первая сонька по производительности, уже тогда был уникальным реликтом) диски класса "999 игр на одном CD" и встретив квест с забавной пиксельной графикой и обилием текста. Квест прошёл мимо, поскольку в Fallout я тогда ещё не задротил и английским на уровне игровых текстов ещё не владел. Книги же Пратчетта я пытался читать в 2010-х, однако с разочарованием понял, что опоздал лет на пять, и юмор его меня вовсе не веселит, а вызывает лишь превозмогающую кривую ухмылку. А может, и не опоздал, может, у меня образ мышления такой. В любом случае, я решил, что с Пратчеттом для меня всё потрачено, и, честно говоря, даже не расстроился.

Однако, когда я стал вплотную интересоваться настольными играми и понял, что мне нравится, чтобы было поле с локациями, поменьше абстракции, побольше всякой мелкой хероты типа жетонов, тайлов, фишек, я совершенно естественным образом наткнулся на игры по Пратчетту: Ведьмы, Стража-стража и Плоский мир, о котором я сегодня и расскажу, оставив остальные как заготовки для постов на будущее.

В коробке у нас внушительная колода игровых карт, несколько специальных колод поменьше, красивое большое складное поле, горсть жетонов в виде монет и целый мешок деревянных фигурок, почти как в Агриколе. Запомню на будущее делать фото компонентов для настольных игр, хотя бы когда оно того стоит.

По количеству свистелок и перделок игра пока ближе всех виденных
подобралась к моему уровню идеального наполнения.

Играл я вдвоём со своей Викой, к Пратчетту она разделяет со мной непричастность и равнодушие, а к большим играм с сотнями арта и компонентов - необузданную страсть и симпатию. В правила мы въезжали целый час, хотя ничего сложного в них нет, просто мы, как обычно, совмещали это с выпивкой, латентным выяснением отношений и изящной светской беседой. Суть игры в противостоянии серых кардиналов города Анк-Морпорк (видимо, некий крупный и значимый город в сеттинге, по разнообразию его обитателей у меня сложилось мнение, что это нечто вроде Сигила-города-дверей из мультивселенной Planescape), роль одного из которых берёт на себя каждый игрок. У каждого владыки свои рычаги влияния, и свою победу он объявляет по своим уникальным условиям, будь то контроль над городскими районами, накопление несметного богатства или даже недопущение остальных игроков до выполнения их условий победы. Проявляют себя игроки разыгрыванием карты с руки каждый ход, что приводит к совершению описанных на ней событий. События бывают стандартные: возможность купить предприятие или недвижимость, заслать в определенную локацию своего агента, устранить одну городскую проблему и тому подобное. Так же есть более интересные нестандартные события, обычно уникальные для своей карты. Тут и получение карт, и организация стихийных бедствий, и смена собственной роли, и шантаж. Игра сдизайнена с большим юмором и хаосом, о чем свидетельствует хотя бы наличие совершенно бесполезных карт и отдельной колоды случайных событий, запускаемых по разным причинам в ходе игры. Для некоторого начального регулирования разработчик придумал разделить основную колоду на стартовые и основные карты: рубашки у всех одинаковые, но различается цвет рамки на внутренней стороне карт, что позволяет игрокам в начале игры неторопливо и гарантированно набрать себе капитала и влияния, а после вступить в настоящую грызню и войну на улицах, однако при игре вдвоём это вылилось в быстрое, безболезненное и одновременное выполнение условий победы. В следующем раскладе, который я хочу организовать сегодня вечером, я уберу по половине обоих видов карт, а так же, наверное, упраздню роли для игры вдвоём, ибо всё слишком хорошо просматривается, выполняется и пресекается.

Механика игры пахнет Средним Западом времён Великой Депрессии,
гангстерских войн, рэкета и бутлегерства: покупка недвижимости,
контроль над кварталами, решение проблем убийством чужих людей,
шантаж, грабёж и сдерживание конкурентов.


Пратчеттовский сеттинг показал себя прекрасно. Его незнание совершенно не чувствовалось, и мы не ощущали себя Кафками в романе Кафки, где протагонист хронически не одупляет объективную реальность и как следствие проёбывает все полимеры. Поклонники книжного Плоского Мира будут тепло припоминать эпизоды из романов, получив в руку карту с очередным фантасмагорическим персонажем, а человек непосвящённый с интересом изучит его внешность, харизму, имя, свойства и попытается понять, кто это такой и какую роль он сыграл в литературных событиях. Впрочем, стоит признаться, что почитать Пратчетта мне так и не захотелось =)

 Первое впечатление от игры очень приятное. Прекрасный материал компонентов, интересные иллюстрации, разнообразие игровых ситуаций, прослеживается существование стратегии и "комбо-ударов". Из багов (на недостатки не тянут) - требование допиливания для комфортной игры вдвоём и огромная рандомность, порой связывающая руки (например, чтобы купить недвижимость, нужна карта с соответствующей способностью, и ты ждёшь её 4, 6, 10 ходов, а её всё нет). Написал я это, чтобы немного разбавить мёд, льющийся из-под восторженных пальцев, и недостатки эти при ближайшем рассмотрении, вероятно, обратятся в фичи или даже достоинства. Играйте, Шура, играйте, они золотые, в общем.

P.S. Алсо помечаю себе на будущее крепко обосрать пару игр поговённее для баланса и чтобы выглядеть матёрым взыскательным критиком в глазах воображаемых читателей-почитателей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий